Посещение детской психоневрологической больницы
5 мая 2011 года, 16:00, Москва
5 мая 2011 года
В детской психоневрологической больнице №18. С главным врачом больницы Татьяной Батышевой.
© Фото пресс-службы Президента России
Дмитрий Медведев ознакомился с работой лечебного учреждения, побеседовал с врачами и родителями детей, проходящих лечение в больнице.
В ходе беседы обсуждались вопросы статуса больницы, возможности распространения разработанных здесь методов лечения, подготовки специалистов, социального обеспечения, реабилитации и образования детей с ограниченными возможностями.
Детская психоневрологическая больница №18 построена в 1983В году для детей-инвалидов. Здесь получают реабилитационную помощь, консервативное и оперативное лечение дети с церебральным параличом, последствиями травм позвоночника и спинного мозга. Ежегодно в больнице проходят лечение более трёх тысяч детей. В составе учреждения восемь лечебных профильных отделений. Больница является базой Научного центра здоровья детей РАН и кафедры травматологии и ортопедии РУДН.
* * *
Д.МЕДВЕДЕВ: Дорогие друзья, я достаточно случайно попал к вам в гости. Но, как принято считать, в жизни случайного почти нет, меня пригласил один наш известный человек. И тот энтузиазм, с которым Гоша [Куценко] рассказывал о вашей больнице, меня сподвиг на то, чтобы я приехал и посмотрел все своими глазами. И надо признаться, всё, что видишь, просто поражает. Поражает и в смысле энтузиазма, с которым здесь трудятся врачи, поражают и те результаты, которых удается достигать с использованием разных технологий по выхаживанию детей, и вообще сама обстановка, конечно, уникальна.
Я думаю, я много говорить не буду, я хотел бы вас послушать. Конечно, потом что-то прокомментирую и в смысле совершенствования законодательства, если это необходимо, и в смысле, может быть, неких стандартов, которые существуют в нашей стране применительно к людям с ограничениями по здоровью, и по самым разным другим вопросам, по которым, если у вас есть интерес, мы с вами сегодня пообщаемся. Поэтому я на этом умолкаю и хотел бы, чтобы все, кто хочет здесь высказаться, высказался. Я не знаю, может быть, Вы начнете?
К.СЕМЁНОВА: Хорошо.
Я хотела бы сказать вот что, у нас [лечится] тяжелейшая патология, патология детей, обреченных на инвалидность еще в утробе матери, и патологии добавляются при родах. И вот то, что происходит, уже произошло и всё, на всю жизнь. Если мы рано начинаем лечить, мы можем поставить 50-60 процентов на ноги, вернуть речь, восстановить интеллект и сделать из них людей, но, к сожалению, приходят часто очень поздно. И я бы хотела, я очень бы просила Вас восстановить наш бывший статус центра, который был в Советском Союзе и который, в общем, инициировал все системы лечебной физкультуры, все системы лечебного процесса. Его закрыли в 90-х годах, и сейчас мы просто отдельно Центр здоровья детей. Этого мало, если будет центр восстановительного лечения,
21ff
мы сможем помогать так, как помогали раньше: 10-12 командировок в год, семинары, осмотры детей. Нельзя словами ограничиваться — надо дело делать, а дело — это наглядно показать то, что нужно делать, а не в книжках читать, они не читают, врачи и специалисты загружены, так что… Вот если бы в этом могли нам помочь, это была бы Вам глубочайшая благодарность.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ксения Александровна, я хочу понять, какой центр это должен быть? Что он должен включать и чего не хватает сейчас?
К.СЕМЁНОВА: Ничего, все у нас есть, кроме статуса.
Д.МЕДВЕДЕВ: Так, а какой статус нужен?
К.СЕМЁНОВА: Статус Центра восстановительного лечения с тем уставом, который был раньше, который позволял нам во всех республиках, во всех областях страны показывать, что нужно делать и как надо делать.
Д.МЕДВЕДЕВ: Сейчас таких возможностей нет у вас?
К.СЕМЁНОВА: Нет.
Д.МЕДВЕДЕВ: Ладно, сейчас поговорим на эту тему.
К.СЕМЁНОВА: Я передала Вам книгу, там все это есть.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо.
К.СЕМЁНОВА: Вам отдадут, мне не разрешили передавать ее Вам самой.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я не знаю, почему не разрешили, но надеюсь, передадут.
К.СЕМЁНОВА: Я тоже надеюсь. Там маленькое письмо для Вас.
Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Спасибо
К.СЕМЁНОВА: Теперь дальше. У нас очень плохо с методистами и массажистами, их очень мало, это трудная и тяжелая работа. Нам нужен колледж, который занимался бы патологией нервной системы, и только ею. Это кричит, это не просто нужно, а это кричит. Мы сейчас бедуем с этим делом. Нам хватит того, что есть. Если Вы это поможете нам. Думаю, всю жизнь мы будем благодарны.
Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.
Т.БАТЫШЕВА: Дмитрий Анатольевич, у нас за нашим столом есть один очень удивительный человек — Денис Кондратьев.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я сейчас передам тогда слово Денису, но просто, чтобы все-таки не оставалось без ответа то, что было сказано, тем более, исходя их того опыта, который есть у Ксении Александровны. Я вот что хочу понять. Мы говорили с Сергеем Семеновичем [Собяниным] сейчас о том, чтобы некие статусные вещи поменялись в ближайшее время. Я так понимаю, что решения определенные принимаются о том, чтобы больница стала именно центром, который будет оказывать не только медицинские услуги, но и заниматься методологией. У Вас такое же приблизительно понимание того, что будет происходить, или нет? Я просто хотел бы понять. И есть ли здесь какое-то противоречие?
С.СОБЯНИН: Наверное, все-таки речь шла немного о другом статусе, федеральном, если речь шла о командировках в другие регионы, города, методологическом содействии в целом в рамках страны. Мы в рамках города на базе детской больницы как раз создаем то, что Вы говорили, то есть на базе 18-й больницы создается информационно-аналитический центр, который будет заниматься не только лечением, но и анализом, прогнозированием ситуации в этой области. Помимо этого, к детской городской больнице будут прикреплены 10 отделений при центрах диагностики, которые формируются на базе крупнейших поликлиник города. Кроме этого, будут созданы 5 межокружных диагностических центров. Таким образом, эта сеть охватит практически весь город. И задачи этой сети — как раз выявление болезни на ранних стадиях, для того чтобы с детьми заниматься не тогда, когда уже поздно заниматься, а с первого года жизни. Сегодня такой системы нет, она не функционирует, она разрознена на поликлиники. Роддомы — отдельно, больницы — отдельно, все — отдельно. Создается единый центр под руководством 18-й больницы, и сама больница претерпевает достаточно серьезную реконструкцию — и капитальный ремонт, и дооснащение оборудованием.
Д.МЕДВЕДЕВ: Больница на самом деле уникальная, именно поэтому на ее базе и нужно создавать подобный центр. Давайте так договоримся, чтобы совместить оба подхода: и городской, и республиканский. Что можно было бы сделать? Реализовать те решения, о которых сказал Сергей Семенович, и действительно превратить больницу в полноценный центр, который будет такой ключевой позицией по лечению соответствующих патологий в Москве, и в то же время продумать, каким образом методологические возможности 18-й больницы можно было бы использовать в масштабах страны.
Стенограмма встречи будет опубликована.