продажи ресторана

Индивидуальный подход или стандартное обслуживание продажи ресторана? Идти по скрипту, используя методы продаж, или «читать» гостя и настраиваться «на его волну»? Эти вопросы становятся актуальными не сразу после открытия ресторана или кафе. Они появляются чуть позже, когда мы понимаем, что же за концепция у нас получилась.

На этапе запуска ресторана, мы прописывали наш vision, определяли ЦА и придумывали модель сервиса и взаимодействия с гостем. Но часто бывает, что наши ожидания не совпадают с реальностью. И наше видение ресторана начинает трансформироваться под давлением желаний наших гостей (если мы их слышим, конечно). Мы вынуждены что-то менять, подстраиваться, быть гибкими. Это нормально и правильно.

Даже если вы изначально видели себе один формат обслуживания, нет ничего зазорного в том, чтобы его изменить под своего гостя. Сервис — должен быть гибким.

Но давайте примем и тот факт, что стандарты сервиса должны быть определены. Хотя бы как отправная точка для ваших будущих изменений. Если мы не пропишем эти стандарты и не обучим нашу команду их исполнять, сотрудники сами «пропишут» эти стандарты в своей голове. И не факт, что то, что они себе придумают, понравится вам, как визионеру вашего ресторана.

Помимо прописанных и утвержденных стандартов обслуживания, необходимо иметь полное представление о техниках продаж. Фактически, сотрудники зала должны стать профессиональными продавцами, при этом перед ними стоит главная цель обслужить каждого гостя так, как он этого хочет.

Располагающая внешность, знание блюд и напитков и владение представленными ниже техниками продаж делают наших официантов лучшими продавцами.

Замечу, что использование методов продаж не делает ваших сотрудников бездушными «менеджерами по продажам». Здесь важно не только ЧТО он делает и говорит, но и КАК он это делает.

Обслуживание гостя с включением в сервис методов продаж грамотным, аккуратным образом, не только повысит ваш средний чек и продажи, но и создаст у вашего гостя впечатление, что с ним работает профессионал. А зачастую вызовет у гостя восхищение высоким уровнем сервиса, который может показать ваш официант или бармен.

Описанные здесь методы продаж не являются «ноу-хау». Они известны и описаны уже давно. Я лишь постарался в этой статье их собрать воедино, чтобы вам было легче их донести до сотрудников. Через тренинги, лекции или просто материал для чтения.

Важно, чтобы ваши знания трансформировались в навыки ваших ребят. Ведь знание без практики мертво, не так ли?

Прием “Цепочка”
«Цепочка» — это приём принятия заказа у Гостя, когда официант предлагает блюдо или напиток, «цепляясь» за предыдущий выбор Гостя.

Пример:

— К выбранному Вами «Пшеничному» пиву, я вам советую попробовать обжаренные до хрустящей корочки «Пшеничные гренки».

— Отлично, беру.

— «Пшеничные гренки» можно посыпать тертым сыром и зеленью и они отлично будут сочетаться с чесночным соусом.

Прием “Елочка”
«Елочка» — это модель принятия заказа у Гостя, когда официант, задавая вопросы, ведет Гостя по меню, сужая выбор, определяет вкус Гостя, его предпочтения в блюдах или напитках.

У «Елочки» есть несколько правил:

— задавать не более пяти вопросов

— диалог не должен длиться более 60 секунд

— необходимо использовать альтернативный вопрос «или»

— «Елочка» всегда заканчивается красочной презентацией.

Пример:

— Вы хотите плотно пообедать или перекусить?

— Плотно пообедать

— Вам сейчас больше хочется суп или что-то из основных блюд?

— Горячие блюда

— Горячее на основе свинины, курицы или говядины?

— Я люблю свинину

— Тогда я Вам могу предложить «Жаркое на сковороде» — обжаренное ассорти из сочной свинины, золотистого картофеля фри и овощей на горячей сковороде.

Прием “Похвала выбора гостя”
После того, как Гость сделал свой выбор, остановив его на каком-либо блюде, обязательно похвалите его выбор. Таким образом вы закрепите у гостя положительную эмоцию при выборе блюд и он получит от вас подтверждение того, что выбор был сделан правильно.

Пример речевых формулировок:

— Итак, вы выбрали «Жаркое на сковороде». Это отличный выбор, поскольку это самое популярное блюдо в нашем баре.

— Вы не ошиблись с выбором, именно чесночный соус дополнит вкус гренок «По-чесноку».

— Вы хорошо разбираетесь в сортах пива, у вас отличный вкус.

Принцип «Первое и последнее»
Человек, чаще всего, из беседы запоминает первое и последнее. Вспомните длинную лекцию в институте. Что вам в ней запомнилось? То, как с вами поздоровались и представились и момент окончания лекции, прощание преподавателя. Так же и с гостем. Он выделит первое и последнее из всего вами сказанного. Поэтому, если вам необходимо продать какое-то конкретное блюдо или напиток, начните перечисление с него и финальное описание тоже закончите им. Этим вы поможете гостю сделать выбор в пользу этого блюда или напитка.

Пример речевой формулировки:

— У нас есть несколько сортов светлого пива: «Жатецкий гусь», «Живое», «Классическое светлое» и «Пшеничное». Предлагаю Вам попробовать «Жатецкий гусь». Это пиво премиум-класса, сваренное по чешской технологии с выраженным телом, терпким вкусом и отличным послевкусием хмеля.

Альтернативное предложение
Альтернативное предложение – это прием, который предполагает, что Гостю будет найдена и предложена замена блюда или напитка, находящегося в «стоп-листе». Кроме того, замена будет обоснована.

«Стоп-лист» — это список блюд меню, которые в данный момент не могут быть приготовлены. Наиболее частая причина: в баре или на производстве закончились необходимые ингредиенты. Официант должен кратко и сдержанно извиниться перед Гостем и предложить ему другое блюдо/напиток. Описывая свойства этого блюда/напитка, официант должен постараться найти обоснование/оправдание такой замене.

Желательно, чтобы это было блюдо, максимально схожее по своим ингредиентам, или по другим, важным для Гостя, параметрам.

Пример: «Что-нибудь овощное», «Что-нибудь жареное во фритюре», «Не жареное, а запеченное» и т.д.

— «Пельмешки фри» у нас сейчас закончились. Могу предложить Вам «Мини-чебуреки», обжаренные до хрустящей корочки с сочной мясной начинкой. Отличная замена. Уверен, вы не разочаруетесь!»

— «Светлое» пиво, к сожалению, закончилось, но в качестве альтернативы могу Вам предложить «Живое». Это светлое не пастеризованное пиво, с приятным хмелевым ароматом.

Выбор без выбора
Суть техники «Выбор без выбора» заключается в том, что вы предлагаете Гостю варианты с выбором, которые заранее устраивают вас и максимально подходят под запрос Гостя.

Пример речевых формулировок:

— Вы предпочитаете «Чесночный» или «Томатный» соус?

— Вам пиво повторить сейчас или попозже?

— Вам повторить такое же пиво или Вы попробуете другой сорт?

— К супу Вам принести хлеб или гренки?

Прием “Удочка”
Техника продаж «Удочка», когда официант «закидывает удочку», то есть дает какую-либо информацию Гостю и позже напоминает об этом предложении.

Часто этот прием используется для продажи десертов. В самом начале обслуживания при приеме основного заказа, можно произнести фразу, типа:

«Не забудьте оставить место для десерта! Наш шеф-повар специально для вас недавно обновил десертную карту. «Тирамису» это наша гордость. Он действительно очень хорош!»

Кивок Салливана
Этот прием назван в честь американского ресторанного консультанта Джима Салливана, автора бестселлера по сервису и продажам для ресторанов «Сервис, который продает». Если вы еще не читали эту книгу, я исключительно рекомендую вам ее прочесть и использовать ее в своей работе.

«Кивок Салливана» это психологический приём, который заключается в следующем: рекомендуя блюда или напитки, слегка кивайте головой, как бы в подтверждение своих слов.

Когда вы киваете, вы, воздействуя на подсознательном уровне на вашего Гостя, наводите его на мысль о желании попробовать именно этот напиток или блюдо.

Исключите частицу “Не”
Частица «не» является частицей отрицания. Используя эту частицу человек, как правило, отказывается от чего-то. И в нашем подсознании она ассоциируется с чем-то негативным. А теперь представим эту частицу в вопросе. Задумайтесь о вашей первой реакции на вопрос:

— А не хотите ли…?

— Нет, не хочу!

Так зачем же заранее настраивать Гостя на отрицание и отказ от Вашего предложения?

Вопрос:

«Может быть еще одну кружку холодного пива?»

Задайте вопрос именно так. Добавьте к нему «кивок Салливана» и вы увидите — Гость не сможет устоять.