В разделе «оснащение» были перечислены вспомогательные, сопутствующие или составляющие материалы (смолы, кислоты, химикаты и другие). Здесь речь пойдет об основных материалах, необходимых и наиболее подходящих для ведения чеканных работ.
Когда-то мастера чеканили произведения из драгоценных металлов — из чистого золота, его сплавов с серебром, из серебра. Сменились времена, чеканка превратилась в массовое искусство. Теперь для чеканных изделий применяют медь, ее сплавы, алюминий (для учебных, начальных, пробных изделий не помешает воспользоваться обычной жестью), даже — кровельное железо (в зависимости от размера чеканки, ее назначения). Но если высоки их техническое исполнение и художественная отделка, то изделия и из этих материалов смотрятся так, будто отчеканены они из благородных металлов. А часто искусные мастера «работают» под древность заданно: и по собственному желанию, и на заказ.
Обычно используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также прокат мягких низкоуглеродистых сталей, кровельное железо. Все эти материалы при чеканной обработке податливы, им легко придать желаемую форму, задуманный рельеф.
Толщина пластичного листового материала для чеканки колеблется в пределах 0,3-1,5 мм. При выборе пластины для работы нужно помнить не только о ее высокой пластичности, но и проследить ее качество всесторонне: в металле не должно быть пузырьков, пятен, выбоин, царапин, лист не должен расслаиваться.
Традиционными для чеканки считаются цветные металлы. Самым популярным у чеканщиков металлом является медь. Красная медь с ее тональными отливами наиболее любима мастерами чеканки. Как поэтично написал в своей книге «Художественная обработка металла», выдержавшей три издания, Иван Васильевич Лямин, известный в этой области специалист: «Удивительное пластическое богатство таит в себе металлическая пластинка из красной меди. Ее чеканный рельеф при минимальной изобразительности приобретает черты монументальности, ту спокойную уравновешенность, которая присуща отшлифованным веками произведениям народного искусства».
Но не только вязкость, пластичность, податливость шлифовке и полировке, богатство цвета привлекает к этому металлу. Красная медь обладает еще высокой стойкостью против коррозии. Высокая антикоррозийность меди продлевает долговечность изделиям из нее, делает их тем самым более ценными.
К недостаткам меди относится ее повышенная окисляемость, утрата блеска, который, впрочем, легко восстанавливается с помощью специальной пасты, которая носит название ГОИ, а также способность этого мягкого металла приобрести нежелательную красноломкость, вызванную примесью висмута под воздействием длительного нагревания до 500-600°С при выколотке изделия из него по модели.
Перед тем, как приступить к вычеканиванию, пластинку (лист) меди обжигают, нагревая горелкой до появления свечения металла, и тут же быстро охлаждают в воде. Медный лист большого размера сворачивают в рулон, завязав стальной проволокой, и отжигают в муфельной печи, если таковая имеется. В индивидуальной мастерской для обжига рулона меди можно применить проверенный опытными чеканщиками способ. На уровне сопла паяльной лампы укладывается на подставки из чего-либо кусок керамической трубы нужных диаметра и длины, в который и вкладывается металлический сверток, а обратный конец трубы замуровывается. Сначала закаливают один конец свертка, затем другой, но так, чтобы рулон отжегся полностью.
Очень часто используется для чеканки и латунь — сплав меди с цинком. У нее своя цветовая гамма — теплый золотистый отлив. Латунь тверже меди, благодаря цинку, но по той же причине и менее пластична. Латунь лучше поддается оксидированию. После отжига охлаждают сплав постепенно, поэтому отжигать всю пластину необязательно, а только в местах наибольшего наклепа, после чего она становится пластичнее. Нужно, чтобы пламя горелки не было интенсивным во избежание прогорания латунной пластинки с низкой температурой плавления. Лучше использовать сплав марок Л96, Л90, Л80.
Алюминий применяется разных марок, практически все марки листового металла с содержанием примесей не более 2%. Алюминий также наклёпывается и нуждается в отжиге, что сложно при его низкой температуре плавления -660°С. Нагревать этот металл выше 350°С не рекомендуется. В индивидуальной мастерской изготовить из него объемные многосложные композиции очень трудно по причине сложности соединения воедино ее частей при помощи пайки (сварки).
Очень красивые чеканные изделия изготавливают из черных металлов — в основном используют мягкие марки стали с низким содержанием углерода: У8 и У10. Ясно, что сталь далеко не столь податлива в обработке, как медь или алюминий, но она легко монтируется сваркой и пайкой твердыми припоями. Поэтому декоративная сталь успешно используется (в отличие от алюминия) в сложных и крупных композиционных изделиях.